logotip lastochkaМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 72        665825, г. Ангарск, квартал 92, 20 тел.: (3955) 53-23-03, факс: (3955) 53-08-83, E-mail: dou72lastochka@mail.ru                 

Добро пожаловать на наш официальный сайт!              

Детское плоскостопие и косолапость!

Составила: инструктор по физической культуре: Палажченко Виктория Уралбаевна

 

Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Любое нарушение в области этого сустава может отрицательно повлиять на походку, на осанку ребёнка. Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольных учреждений хорошо знали особенности развития и формирования опорно-двигательного аппарата, приёмы и способы профилактики и устранения некоторых деформаций.

 

 

 

Наиболее распространённой деформацией опорно-двигательного аппарата у детей 2 – 7 лет является плоскостопие и косолапость. При этом ноги ребёнка принимают «0»-образную форму, ограничивается их подвижность, опора на подошву односторонняя и неполноценная, в результате чего ухудшается функционирование некоторых рефлекторных механизмов и точек стопы. Эффективными способами предупреждения косолапости и плоскостопия является укрепление костно-мышечного аппарата специальными упражнениями, гигиена и массаж ног с использованием особых предметов: камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, верёвок, набивных мячей и т.д., и специальными приспособлениями. Плоскостопие у детей этого возраста можно объяснить функциональной незрелостью костно-связочного аппарата, слабостью мышц. Дети при ходьбе жалуются на боль в области голеностопного сустава и позвоночника. Во время ходьбы, бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатома функциональном развитии стопы не наблюдается. В виду дугообразного строения стопы рессорную функцию ,от её развития зависит красота походки ребёнка. При исследовании возрастных особенностей формирования ходьбы дошкольников мы выявили несколько показателей ,характеризующих длину, ширину, глубину свода стопы, величину развода носков и др. Одним из способов борьбы с утомлением, коррекции недостатков и деформации является закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями. Массирование рефлекторных зон стопы, именно где сходятся проекционные зоны внутренних органов и систем организма: нервной системы, сердечнососудистой, лёгких, печени, желудка ,почек, тонкого кишечника и т.д.

Как средство эффективного массирования рекомендуется дорожка – массажёр, оказывает достаточно мощное тонизирующее общеукрепляющее действие. Проходя по дорожке массажёру ребристыми поверхностями, ребёнок под тяжестью тела перекатывает стопу от пятки до кончиков пальцев и тем самым массирует практически все рефлекторные зоны подошвы. Снимается утомлённость, восстанавливается работоспособность на дорожке массажёре. Целесообразно выполнять следующие упражнения: ходьба медленная с глубоким перекатыванием стопы, ходьба на носках, на наружных краях стопы, поочерёдное топтание ногами с высоким подниманием колен, приставные пружинистые шаги, лёгкие подскоки и прыжковые упражнения.

Для правильной симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавливаются с учётом возрастных особенностей длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла развода носков, их направленности и т.д. На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребёнка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребёнка на этих снарядах: дети ходят по наклонной доске, угол наклона которой постепенно увеличивается, по дорожкам, лесенке, мостику – качелям, ребристой доске, рейкам, гимнастической лестнице, кирпичам. Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия. Для детей страдающих косолапостью целесообразно использовать дорожку с отпечатками стоп и специальные универсальные приспособления. В зависимости от степени искривления стопы вовнутрь, на дорожке постепенно увеличивается угол разворота носков наружу, дети проходят ставя ногу след в след. Опыт показывает ,что косолапость у детей полностью исчезает, если они поднимаются по доске с углом наклона больше 10. В зависимости от увеличения угла наклона доски сравнительно увеличивается разворот носков наружу. Систематическая тренировка детей на таких снарядах даёт положительный результат в деле коррекции и исправления косолапости.

Распространённым видом деформации стопы является также косолапость, которая в дошкольном возрасте наблюдается в разных формах. Условно их можно разделить на несколько групп. При косолапости первой группы наружный край стопы имеет большую кривизну, угол развода носков вовнутрь от 12 до 20 гр. Внешняя стопа имеет суженный «подковный» вид. Вследствие такой косолапости нарушается ходьба и осанка, координация между движениями рук и ног, ухудшается устойчивость в равновесии. Тяжесть тела у косолапых детей больше всего приходится на пятку и наружный край стопы, ограничивается подвижность ног, затрудняется ходьба. Такие дети быстро устают, при ходьбе поворачивают туловище направо и налево, им свойственна «гусиная ходьба». Деформацию стопы первой группы можно исправить лишь в детском возрасте. При второй и третьей группе косолапости ноги исправляются вовнутрь незначительно, угол развода доходит от 8 до 12 гр. Необходимо помнить, что с возрастом у детей 2 – 7 лет стопа разворачивается наружу от 12 до 20 гр., а у взрослых до 35 – 40 гр., что наружные стопы являются биологически важным фактором, нарушение которого отрицательно воздействует на осанку и походку человека.

Для выявления вышеуказанных аномалий рекомендуют очень простую методику, доступную для детей и взрослых.

 

Профилактика и коррекция детского плоскостопия и косолапости.

Для предупреждения и коррекции плоскостопия и косолапости дошкольниеков необходимы специальные приёмы и методы. Упражнения проводятся в определённой последовательности в три этапа. На первом этапе дети выполняют упражнение без предметов, носками и пальцами ног делаются различные движения вверх – вниз, вправо – влево: из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками, с глубоким перекатом пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трёхглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощения, разнообразную ходьбу, по ровной и наклонной местности.

Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы. Всё это не только способствует развитию мышц конечности, формированию дуги стопы, профилактики или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки. На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, таких как камушки разных размеров, круглые палки, прутья, верёвки разной толщины, мешочки с песком; перекатывание стопой набивного мяча, кроме того, давление на резиновый массажёр и ходьба по резиновой дорожке – массажёру.