Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 72

Информация для педагогов!

Фев 05 2016

P1070188

 

материал подготовила: воспитатель Яна Александровна Плехова

Утренний сбор –

интегрированный подход к организации детей

«Круг друзей»

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть на проблему организации детей в утренний отрезок времени.  Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ – это принцип интеграции. Интеграция – означает объединение, взаимодействие. Следовательно, интеграция в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы. Одна из таких форм работы – это групповой  сбор, структура  и содержание которого позволяет осуществлять интегрированный подход в педагогическом процессе, так как позволяет сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания.

Утренний сбор позволяет гармонично включить все образовательные области. Таким образом, групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течении дня.  Можно ли назвать ростками нового эту форму работы с детьми? Скорее всего, нет. Она появилась и укрепилась достаточно давно и прочно. Утренний сбор пришел в детский сады вместе с методикой  Марии Мантессори и Вольфдорской  педагогикой в восьмидесятые годы прошлого века.  В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «Утренний кружочек» программы «Золотой ключик» и «Утро радостных встреч» программы «Радуга». Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планировании действий. Такая совместная деятельность должна начинаться с проведения группового сбора – места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий. В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласовании целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Более конкретное назначение группового сбора состоит:

- в создании общности детей и взрослых;

- в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

- в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга;

- в совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные приветствий, комплиментов и т. п.);

- в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);

      - в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;

     - в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей.

Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как:

- чувствовать себя значимым;

- управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми;

- веселиться и развлекаться.

Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста, и во всех образовательных ситуациях (разновозрастная группа, инклюзивная группа (дети с ограниченными возможностями развития), коррекционная группа, группа кратковременного пребывания, кружковая и студийная работа, мини-школа и т.п.)

Цели и задачи группового сбора

Любая педагогическая деятельность начинается с определения её целей и задач.

Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:

- создавать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»

- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей взрослых;

- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;

- выбрать совместно с детьми тему нового проекта;

- разработать план реализации нового проекта;

- подвести итоги проекта;

- развивать эмпатию;

- прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);

учить:

- формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;

- внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниями других;

- объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;

- делать выбор;

- планировать собственную деятельность;

поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Структура группового (утреннего) сбора:

- Позывные для утреннего сбора.

- Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки).

- Игра (вариант: тренинг, пение, слушание).

- Обмен новостями и  информацией о прошедших и предстоящих событиях, выявление  детских интересов

Формирование мотивации к предстоящей деятельности

Планирование дня (вариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор и планирование деятельности детьми).

Организация утреннего группового сбора подразумевает:

1. Установленное время проведения группового сбора в режиме дня
2.Наличие структуры группового сбора
3. Наличие специально оборудованного места для сбора (доска выбора, распорядок дня, правила и т.д.) 

4. Позывные для утреннего сбора.  (Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, какая-нибудь речёвка. В любом случае, позывные возможно связать с требуемой темой).
5. Вовлечение в сбор всех присутствующих в группе взрослых
6. Продолжительность во времени- 10- 20 минут в зависимости от возраста
7. Содержание группового сбора учитывает интересы детей на данный момент, текущую тему недели,  непосредственный жизненный опыт детей

Методы и приемы сбора детей:
 
• Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент, использование грампластинок и аудиокассет)
• Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т.о. постепенно собираются все дети
• Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на групповой сбор и т.д.
• Дидактическая игра из серии "Пазлы", "Собери целое из частей" - это может любая картинка, связанная с той темой, которая на данный момент интересует детей: машина, цветок, грибок, птица, пчелка, сюжет и т.д..
Приходя утром в детский сад, каждый ребенок получает одну часть от большой картины. Перед групповым сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.
• Подвижная игра "Паровозик" или "Поезд", колонна машин и т. д.
Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и "привозят" на место группового сбора.
• Любимая детьми игра (например "Ручеек"), затеянная на месте группового сбора
• Ребенок - дежурный по сбору детей па групповой сбор.

Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нем конкретного ребенка не вменяется ему в обязанности, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со взрослыми и сверстниками; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, влиять на текущие события и формировать будущее.

Ребенок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до утреннего сбора работу или игру или принять участие в утреннем сборе; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать. Ребенку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

В групповом сборе для ребенка раскрывается ряд возможностей:

- Возможность для общения.

- Возможность для проявления самостоятельности.

- Возможность свободы и ответственности.

- Возможность для сотрудничества.

Свобода, самостоятельность и совместная работа – это три принципа, на которых должна строиться работа в группе. Таким образом, во время группового сбора:

- Дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня.

- Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений.

- Обмениваются новостями, задают вопросы.

- Определяют тему работы.

- Планируют содержание и формы работы по теме, если тема новая или планируют свою работу в центрах (уголках), если тема продолжается.

 

 

Утренний сбор –

интегрированный подход к организации детей

«Круг друзей»

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть на проблему организации детей в утренний отрезок времени.  Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ – это принцип интеграции. Интеграция – означает объединение, взаимодействие. Следовательно, интеграция в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы. Одна из таких форм работы – это групповой  сбор, структура  и содержание которого позволяет осуществлять интегрированный подход в педагогическом процессе, так как позволяет сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания. Утренний сбор позволяет гармонично включить все образовательные области. Таким образом, групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течении дня.  Можно ли назвать ростками нового эту форму работы с детьми? Скорее всего, нет. Она появилась и укрепилась достаточно давно и прочно. Утренний сбор пришел в детский сады вместе с методикой  Марии Мантессори и Вольфдорской  педагогикой в восьмидесятые годы прошлого века.  В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «Утренний кружочек» программы «Золотой ключик» и «Утро радостных встреч» программы «Радуга». Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планировании действий. Такая совместная деятельность должна начинаться с проведения группового сбора – места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий. В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласовании целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Более конкретное назначение группового сбора состоит:

- в создании общности детей и взрослых;

- в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

- в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга;

- в совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные приветствий, комплиментов и т. п.);

- в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);

      - в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;

     - в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей.

Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как:

- чувствовать себя значимым;

- управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми;

- веселиться и развлекаться.

Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста, и во всех образовательных ситуациях (разновозрастная группа, инклюзивная группа (дети с ограниченными возможностями развития), коррекционная группа, группа кратковременного пребывания, кружковая и студийная работа, мини-школа и т.п.)

Цели и задачи группового сбора

Любая педагогическая деятельность начинается с определения её целей и задач.

Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:

- создавать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»

- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей взрослых;

- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;

- выбрать совместно с детьми тему нового проекта;

- разработать план реализации нового проекта;

- подвести итоги проекта;

- развивать эмпатию;

- прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);

учить:

- формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;

- внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниями других;

- объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;

- делать выбор;

- планировать собственную деятельность;

поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Структура группового (утреннего) сбора:

- Позывные для утреннего сбора.

- Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки).

- Игра (вариант: тренинг, пение, слушание).

- Обмен новостями и  информацией о прошедших и предстоящих событиях, выявление  детских интересов

Формирование мотивации к предстоящей деятельности

Планирование дня (вариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор и планирование деятельности детьми).

Организация утреннего группового сбора подразумевает:

1. Установленное время проведения группового сбора в режиме дня
2.Наличие структуры группового сбора
3. Наличие специально оборудованного места для сбора (доска выбора, распорядок дня, правила и т.д.) 

4. Позывные для утреннего сбора.  (Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, какая-нибудь речёвка. В любом случае, позывные возможно связать с требуемой темой).
5. Вовлечение в сбор всех присутствующих в группе взрослых
6. Продолжительность во времени- 10- 20 минут в зависимости от возраста
7. Содержание группового сбора учитывает интересы детей на данный момент, текущую тему недели,  непосредственный жизненный опыт детей

Методы и приемы сбора детей:
 
• Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент, использование грампластинок и аудиокассет)
• Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т.о. постепенно собираются все дети
• Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на групповой сбор и т.д.
• Дидактическая игра из серии "Пазлы", "Собери целое из частей" - это может любая картинка, связанная с той темой, которая на данный момент интересует детей: машина, цветок, грибок, птица, пчелка, сюжет и т.д..
Приходя утром в детский сад, каждый ребенок получает одну часть от большой картины. Перед групповым сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.
• Подвижная игра "Паровозик" или "Поезд", колонна машин и т. д.
Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и "привозят" на место группового сбора.
• Любимая детьми игра (например "Ручеек"), затеянная на месте группового сбора
• Ребенок - дежурный по сбору детей па групповой сбор.

Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нем конкретного ребенка не вменяется ему в обязанности, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со взрослыми и сверстниками; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, влиять на текущие события и формировать будущее.

Ребенок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до утреннего сбора работу или игру или принять участие в утреннем сборе; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать. Ребенку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

В групповом сборе для ребенка раскрывается ряд возможностей:

- Возможность для общения.

- Возможность для проявления самостоятельности.

- Возможность свободы и ответственности.

- Возможность для сотрудничества.

Свобода, самостоятельность и совместная работа – это три принципа, на которых должна строиться работа в группе. Таким образом, во время группового сбора:

- Дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня.

- Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений.

- Обмениваются новостями, задают вопросы.

- Определяют тему работы.

- Планируют содержание и формы работы по теме, если тема новая или планируют свою работу в центрах (уголках), если тема продолжается.