Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 72

Для Вас педагоги!

Янв 12 2016

Материал подготовила: музыкальный руководитель Татьяна Борисовна Скретнева

Индивидуализация как развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

    Среди основных приоритетов дошкольного образования на современном этапе выделяются индивидуализация и социализация детей дошкольного возраста. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») в ДОО должны быть созданы условия для индивидуализации, позитивной социализации воспитанников, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности.

«Воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание

нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых.

Взрослые должны давать только материал, чтобы они могли развиваться».

(Л. Н.ТОЛСТОЙ)

Если мы вспомним не только педагогику, но и психологию, то можем сказать, что дети лучше развиваются:

- опираясь на свои сильные стороны;

- в активной деятельности;

- в условиях уважения и интереса к ним со стороны педагогов и родителей.

Для реализации принципа индивидуализации на музыкальных занятиях я использую центры активной деятельности:

- Центр игры на музыкальных инструментах

- Центр арт-терапии (изобразительное искусство)

- Танцевальный центр

- Театральный центр

Придя на музыкальное занятие, ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор для той или иной деятельности: играть на музыкальном инструменте, рисовать, танцевать или играть в театр. Более того, в каждом из центров предлагается на выбор:

Центр игры на музыкальных инструментах – предлагается несколько музыкальных инструментов, таких как: металлофон – треугольник – колокольчик или ксилофон – маракас – ложки и т.п.

Музыкальный руководитель сам определяет, в каком составе будут сформированы инструменты, главное в этом моменте то, что у детей в любом случае есть выбор. Педагог же ставит для себя свои задачи, например, определить, на сколько у детей развито чувство ритма или, наблюдает, как выполняется игра, старается ли ребенок играть в ансамбле, слышит он музыку, подыгрывает музыкальному произведению или создает что-то собственное  и  т.п.

Центр арт-терапии (изобразительное искусство) – предлагаются разные техники рисования: использование кисти, цветные карандаши, рисование пальцами, ватными палочками, ладошками, монотипия.

Танцевальный центр – предлагается танцевальная импровизация: ребенок, слышит музыку и выражает её жестами, мимикой, пантомимой, может использовать движения из ранее предложенных на предыдущих занятиях, а может наслаждаться движениями, которые появляются спонтанно, от  звучащей музыки.

Театральный центр – предлагаются различные виды театра: би-ба-бо, настольный театр, теневой театр, пальчиковый (не более двух-трех на одном занятии).

Индивидуализация педагогического процесса на таких музыкальных занятиях выглядит таким образом:

Педагог отходит от монолога и включает в активное слушание ребенка;

Педагог выступает инициатором общения с ребенком, предоставляя ему выбор и возможность действовать самому;

Педагог переходит с позиции «каким должен быть ребенок» на позицию изучения каждого ребенка.

Каждый ребенок может выбрать себе партнера по игре, занятию, интересу. В центрах активности у дошкольника есть возможность не ориентироваться на готовый ответ, готовое задание или установку.

Важным моментом в планировании индивидуализации на музыкальных занятиях является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Важно, чтобы музыкальный руководитель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по залу, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

В процессе занятия, создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

В качестве музыкального сопровождения используются высокохудожественные произведения, композиторов - классиков: П.Чайковский, М. Равель, Ф.Лист, Ф.Шопен, И.Кальман, К. Сен-Санс, К. Глюк, Ф.Шуберт.

Конечно, такая деятельность проходит не на каждом занятии, а может служить подведением итогов какой-либо объемной работы, когда в этой работе накапливается опыт для самовыражения, самоутверждения личности ребенка.

Таким образом, индивидуализация – необходимая составляющая образовательного процесса в развитии творческих проявлений у детей дошкольного возраста. Но реализуя её на практике, необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.

Список литературы:

Л.В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста». Пособие для педагогов ДОО, 2014 год.

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 11/2015 год.