Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 72

Ранний возраст

Окт 27 2015

материал подготовила: воспитатель      Валентина Михайловна Брюханова

Особенности образовательного процесса в группах раннего возраста построенны   с учётом ФГОС

    Раннее детство – особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

     Ведущей целью  по развитию и воспитанию детей раннего возраста является комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, способствующего благоприятной адаптации и формированию первоначального  социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

 

8

Основные задачи: Охрана и укрепления здоровья; Формирование умений и навыков необходимых для жизни; Создание благоприятных условий для протекания сензитивного периода сенсомоторного и речевого развития ребёнка; Воспитание положительного отношения чувства доверия к людям (первичные основы марали), положительных нравственных чувств детей; Эмоциональное развитие; Активизация работы с семьёй с целью психолого – педагогического просвещения родителей по уходу за детьми раннего возраста, их воспитанию и развитию.

С 1 января 2014 года принят ФГОС ДО

Образовательный процесс детей раннего возраста построен на 5 образовательных областях:

- «Социально коммуникативное развитие»

- « Познавательное развитие»

- « Речевое развитие»

- « Художественно – эстетическое развитие»

- « Физическое развитие»

При организации образовательной  деятельности  учитываем, что основной формой работы с детьми является игра.

Игра доставляет ребёнку много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками.

Игра – путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как

активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые мы используем для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо  для самостоятельной деятельности малышей.

- дидактические игры;

- сюжетно – отобразительные игры;

- подвижные игры;

- пальчиковые игры;

-  сюжетно - конструирование др.

Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Комплексные занятия могут быть интересные и, главное эффективной формой развития. Особенность этих занятий состоит в том, что они дают возможность объединения нескольких направлений: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, сенсорное развитие, изо-деятельность, конструирование. В занятия включаются  потешки, стихи, небольшие рассказы;  развивающие и пальчиковые игры; игры с сюжетными картинками, игры-занятия с предметами (с куклой: умываем, моем, стираем и гладим белье, моем игрушки и т.д;  игры с водой:  ловим сачком рыбку),  опыты  (тонет, не тонет;  холодный, теплый, горячий и т.д.). Рассматриваются предметы, из чего сделаны, качество предметов, проводится работа с тактильными дощечками, показ сказок и мн. др.

Формируем у детей начальные представления о здоровом образе жизни. Создаем условия, способствующие развитию двигательной активности.

Так же поддерживаем и развиваем у детей интерес к слушанию музыки, пению, музыкально – ритмическим движениям.

Организовываем образовательную деятельность с детьми в группе, в музыкальном и физкультурном залах.

Занятия проходят в форме игры, так как игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).

Поощряем самостоятельную деятельность детей. В предметно – игровой деятельности показываем детям правильные способы действий, поддерживаем познавательную активность, заинтересованность, побуждаем к самостоятельности.

В организации жизнедеятельности детей раннего возраста обязательным является четкое ежедневное выполнение режима дня в целом и каждого его элемента, соблюдение в группе основных физиолого-гигиенических требований к воздушному, световому, температурному режиму, подбору и размещению мебели и оборудования.

В режиме дня мы предусматриваем время для проведения закаливающих мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.

Через режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъём, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) которые занимают существенную часть времени бодрствования. Формируем простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности. Воспитываем элементарные навыки культуры поведения. Учим доброжелательным отношениям друг к другу, побуждаем к сочувствию и отзывчивости.

В утренний отрезок времени основная задача педагогической работы состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности (игры разной направленности и содержания, беседы, труд, индивидуальная работа и пр.). Работаем по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения; развитию устной речи; обучение рассказыванию; физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности); и др.

По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.

В режиме дня нашей  группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней. Прогулки доставляют большую радость малышам.  Дают возможность жить интересно, достаточно двигаться, закаляться во все времена года.

Основная  задача:

- способствовать  установлению добрых отношений между детьми;

- помогать  детям  лучше  узнать  друг друга;

- помогать налаживать контакты, основываясь на общем интересе к действиям с предпочитаемыми игрушками и материалами  (например, с песком, водой, мячами, машинками, куклами), на возникающей общей симпатии.

На прогулке организовываем разнообразную деятельность: самостоятельные игры, одну – две подвижные игры с учетом того, чтобы в них принимала участие вся группа, наблюдение за природой, дидактические игры с природным материалом. На прогулке создаём условия для возникновения и развития сюжетно-отобразительных  игр детей. При  организации  трудовой деятельности предусматриваем обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.  Организовывая  воспитательную работу на прогулке  предусматриваем равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учётом конкретных условий: времени года, погоды и характера их предшествующей деятельности.

Вечер (вторая половина дня). Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями  стараемся поддерживать игры организованные  по собственному замыслу детей и принимать своё личное участие в играх детей. Во время этих игр стараемся не подавлять инициативу ребёнка, умело направляем его игру, для того чтобы он научился играть самостоятельно. Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения  и эмоционально - деловые связи со взрослым. Вечерний отрезок времени играем в  сюжетно-отобразительные игры, игры со строительным материалом, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры).

Устраиваем  различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный и настольный театры, концерты, слушание аудиокассет и многое другое. Для расширения кругозора детей используем  художественное чтение, рассказывание сказок, рассматривание картин, иллюстраций, методических пособий. Так же в данный период времени проводим индивидуальную работу по всем видам деятельности.

Целевые ориентиры детей раннего возраста заключаются: ребёнок адаптирован к условиям ДОУ, владеет элементарными культурно – гигиеническими навыками, активно вступает с окружающим через чувственное восприятие мира предметов, создано пространство

«семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса  (детям, родителям, воспитателям) комфортно, интересно, безопасно и благополучно.

7

 

4

 

2